Памятка для родетелей детей с гиперактивным поведением

Артикуляционная гимнастика

Дыхательная гимнастика

Гимнастика для глаз

Чистоговорки

Закаливание

ЗАКАЛИВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 

     Как вырастить своего ребенка крепким и здоровым? Как защитить его от всех болезней мира? Эти вопросы беспокоят каждую маму и каждого папу. Ответ один: повысить иммунитет, улучшить естественные защитные механизмы. Ни один чудо-препарат не может заменить то, что дано матушкой-природой. Почему в одном и том же детском коллективе один малыш сразу заболевает, как только на него кто-то чихнул, а другой за целый год даже не кашлянет?

     Защитные механизмы детского организма до конца не сформированы. Единственный и самый эффективный способ их тренировки – закаливание.

Что такое закаливание

- Это система определенных процедур в ритме дня. Своего рода, образ здоровой жизни, который родители закладывают своему ребенку.

- Это активная деятельность, намеренное воздействие холодом для тренировки защитных механизмов тела.

Основные принципы закаливания детей дошкольного возраста

Чтобы добиться положительного эффекта необходимо соблюдать следующие схемы:

·         регулярность процедур (ежедневные занятия в одно и то же время);

·         постепенность процедур (поэтапный переход от более слабых форм закаливания к более сильным);

·         чередование общих процедур с местными (невозможно достичь желаемого эффекта, ежедневно только растирая грудь холодной водой);

·         использование для закаливания всего, что предлагает природа (земли, воздуха, солнца, снега, воды);

·         комплексность процедур (это не только обливание водой, это и прогулки на свежем воздухе, и катание на лыжах, и плавание, и бег, и баня);

·         процедуры должны вызывать у ребенка только положительные эмоции.

Общие правила закаливания

·         одевать ребенка по погоде, в особо холодные дни – чуть теплее себя (дорогие родители, детей не нужно кутать; «чуть теплее» вовсе не означает больше на две кофточки);

·         укладывать малыша спать в хорошо проветренной комнате (желательно в одних трусиках);

·         ночная температура в помещении для сна должна быть на два-три градуса ниже, чем дневная;

·         после сна ополаскивать лицо и кисти прохладной водой;

·         ежедневно гулять с ребенком на улице (независимо от погоды);

·         в помещении ребенок должен находиться в легкой одежде.

     Если малыш болел, он должен полностью восстановиться после болезни.

Закаливание детей в домашних условиях 

     Проводя любые закаливающие процедуры, необходимо ориентироваться на состояние ребенка. Если малыш колотится от холода, Вы явно переборщили с этим самым холодом. Каждый ребенок индивидуален, поэтому при проведении закаливающих процедур и выборе температур нужно ориентироваться именно на свое чадо.
                     Методики и правила закаливания детей дошкольного возраста:

·         Воздушная ванна по утрам в одних трусиках. В течение десяти-пятнадцати минут при открытой форточке сделайте с ребенком гимнастику.

·         Умывание до пояса. Сначала теплой водой мойте ребенку лицо, руки до локтя, шею, грудь, спинку. Постепенно температуру воды снижайте.

·         Полощите ежедневно нос, рот и горло теплой водой. Если ребенок часто болеет, используйте для полосканий травяные отвары (с ромашкой, календулой, шалфеем, мать-и-мачехой, березовыми почками).

·         Позволяйте малышу периодически ходить босиком. Сначала в носочках по пушистому ковру. Затем – без носочков. Летом обязательно разрешайте ребенку ходить босиком по песку и траве (конечно, на безопасных участках).

·         Закаливание водой. Постепенно начинайте обливать стопы холодной водой утром и вечером.

·         Ежедневно гуляйте с ребенком. Ходите пешком в парк, в лес.

·         Детки любят кататься зимой на санках с горы. Пусть катаются в свое удовольствие! Только не тащите его санки на гору сами. Ребенок должен двигаться, чтобы не озябнуть. Приучайте малыша и к другим зимним забавам: к лыжам, конькам.

·         Лето – пора купания. Плавание в открытом водоеме – самая эффективная процедура. После летних закаливающих процедур в осенне-зимний период малыша желательно водить в бассейн.

·         Водные летние процедуры необходимо сочетать с солнечными ваннами. Нежную кожу обязательно обработайте солнцезащитным средством, а голову укройте. 

Чаще рисуйте с детьми (схемы И.А. Лыковой)

Развитие мышления


Игры на развитие внимания

                                               Игра «Найди букву»
     Для игры понадобится небольшой текст, напечатанный крупными буквами и ручка.
     Дайте ребёнку текст (даже если малыш ещё не умеет читать) и покажите, какую букву надо подчеркнуть. Если у ребёнка внимание ещё плохо развито, то нарисуйте букву, которую ему надо подчеркивать на отдельном листе, и положите листок с буквой перед ребёнком. Объясните, что просмотреть надо каждую строчку. Затем измените и усложните задание. Например: «Зачеркни букву Б, и подчеркни букву С».
     Для трёхлеток подойдут 2 - 3 предложения крупным шрифтом. Чем лучше справляется малыш, тем больше слов добавляется в текст. Пятилетнему ребёнку можно давать тексты из 2 - 3 абзацев.
     Примечание: игры этой серии развивают устойчивость и концентрацию внимания и тренируют умение произвольно распределять и переключать внимание.

                                               Игра «Найди пару»
     Для игры понадобятся несколько одинаковых пар разных предметов. Можно смешать между собой разные пары носков, можно вырезать из бумаги пары полосок разной длины, можно подобрать пары разных пуговиц.
     Выложите перед ребёнком смешанные в одну кучу выбранные пары предметов и дайте ему задание подобрать пары. Если это носки, малышу надо будет выбрать пары носков. Если это полоски, значит, ему надо будет подобрать пары полосок одинаковой длины. Если это пуговицы, ребёнок подбирает пары одинаковых пуговиц.
     Для трёхлетних детей будет достаточно 3 - 5 пар разных предметов. Чем старше и опытнее в игре становится ребёнок, тем большее количество пар разных предметов можно ему давать.
     Если в игре участвует несколько детей, то можно выдать каждому ребёнку по своему комплекту разных пар. Также можно разбить детей на команды и устроить соревнование, какая из команд быстрее подберёт пары.

                                        Игра «Собираем урожай»
     Для игры понадобятся вырезанные из разноцветного картона силуэты разных фруктов и овощей - оранжевые морковки, красные помидоры, зелёные огурцы, синие баклажаны, жёлтые яблоки.
     Разбросайте по полу разноцветные фигурки из картона и попросите малыша собрать какой-то один овощ или фрукт. Если детей несколько, то каждому даётся своё задание. В этом случае количество «сортов» вырезанных овощей и фруктов должно быть равным количеству детей. И количество разных фигур должно быть одинаковым.
     Если детей много, то разделите их на команды. Пусть они соревнуются, чья команда быстрее соберёт свой урожай. Чтобы детям было интереснее собирать урожай, им можно выдать корзиночки.
     Примечание: игры этой серии способствуют развитию концентрации, избирательности и распределению внимания. Эти игры хорошо использовать для сценариев детских праздников.

                                        Игра «Волшебный мешочек»
     Для игры понадобятся мешочек с завязками и разные небольшие предметы: игрушки, детали конструктора, кубики и так далее. Размер предметов для игры должен быть такой, чтобы ребёнку было удобно их ощупывать и доставать из мешочка.
     Положите в мешочек все выбранные для игры предметы, затяните мешочек завязками так, чтобы осталось небольшое отверстие, в которое ребёнок сможет просунуть руку. Попросите малыша вытаскивать из мешочка именно те предметы, которые вы называете. При этом подглядывать в мешочек ему нельзя, то есть надо найти игрушки на ощупь.
     Чем больше предметов в мешочке, тем сложнее игра. Для трёхлеток больше 5 - 6 предметов брать не стоит.

                                               Игра «Найди дощечку»
     Для игры понадобятся тактильные дощечки. Их можно изготовить самостоятельно. Взять несколько небольших деревянных брусочков и на каждом из них выдолбить разные простые узоры. Главное, чтобы на ощупь они отличались друг от друга. Если нет возможности купить или изготовить тактильные дощечки, то можно пойти более простым путём. Взять одинаковые детали детского конструктора (лучше деревянного, но можно и пластмассового) и обернуть их разными по структуре тканями. Ткани можно взять: шёлковую, махровую, хлопчатобумажную, атласную, шерстяную, вязанную.
     Во время игры дайте ребёнку в руки одну тактильную дощечку и предложите внимательно ощупать её. Заберите у малыша дощечку, попросите его отвернуться и спрячьте дощечку под платком среди других тактильных дощечек.   Ребёнок должен узнать и найти свою дощечку под платком на ощупь.
     Для трёхлетних малышей рекомендуется использовать не более 3 - 5-ти дощечек, постепенно их количество можно увеличивать. Для пятилетних детей можно использовать до 10 - 12-ти дощечек.
     Примечание: игры этой серии развивают не только внимательность, но и совершенствуют тактильное восприятие ребёнка. В эти игру лучше играть с одним ребёнком, если играет группа детей, то задания даются по очереди каждому ребёнку.

                                           Игра «Найди игрушку»
     Выберите любую не очень большую игрушку и спрячьте её. Затем расскажите ребёнку, что вы спрятали и предложите найти игрушку по подсказкам. Примеры подсказок, по которым можно искать игрушку: за синим, за жёлтым, под квадратным, под круглым, на деревянном. Когда ребёнок нашёл игрушку, он становится ведущим и прячет игрушку, а вы ищете её по подсказкам ребёнка. Если в игре участвует несколько детей, то роль ведущего переходит по очереди каждому ребёнку.

                                                      Игра «Добытчики»
     В эту игру можно играть как в помещении, так и на улице. Можно давать задание одному ребёнку, а можно группе детей.
     Попросите детей поискать и принести вам какие-то предметы или вещи. Если игра проходит дома, можно попросить ребёнка принести кубик, куклу, книжку и карандаш. На улице можно попросить детей принести палочку, листик, камешек. Трёхлеткам можно давать задание приносить только по три вещи, а когда они научаться хорошо справляться с заданиями, постепенно увеличивайте количество предметов в одном задании. Если ребёнок умеет считать, то ему можно усложнить задание: «Принеси мне 3 палочки, 1 камешек, 5 травинок и 2 жёлтых листика».
     Если в игре участвует много детей, то чтобы им было интереснее искать, а вы были уверены, что дети ничего не забудут, им можно выдать каждому по инструкции, на которых будет нарисовано, что детям надо принести.
     Примечание: игры из серии «Ищи и найди» развивают внимательность, наблюдательность и память ребёнка. В них можно играть на детских праздниках. Особенно интересно, когда Вы предлагаете найти детям «клад» и прячете для них сладости.
                                              Игра «Собери бусы»
     Для игры понадобятся крупные бусинки разного цвета и величины.
Дайте ребёнку задание нанизать бусы по определенной схеме: синюю бусинку чередовать с зелёной, квадратную с круглой, красную с жёлтой. Чем младше ребёнок, тем проще должна быть схема. с возрастом задания можно усложнять: 2 круглые красные бусинки, 3 жёлтые прямоугольные, 1 синюю квадратную.   Задания можно давать устно, а можно нарисовать цветную схему бус и попросить ребёнка собрать бусы по рисунку.

                                             Игра «Построй башню»
     Для игры понадобится набор детских разноцветных кубиков.
Попросите ребёнка построить несколько башен: одну синюю, одну красную, а третью жёлто-зелёную. Если малыш умеет считать, можно просить его построить одну башню из одного красного кубика и двух синих и одну башню из двух жёлтых и трёх зелёных кубиков. Задания можно говорить устно, а можно рисовать схему и просить ребёнка строить башни по рисунку. Если играет несколько детей, можно каждому из них выдать по своей схеме, главное следить, чтобы кубиков на всех хватило. По мере освоения игры задания можно усложнять.

                                        Игра «Сделай по порядку»
     Предложите ребёнку замереть, внимательно вас послушать и сделать все задания в том порядке, в котором он их услышал. Дайте ему, например, такие задания: хлопнуть в ладоши, топнуть ногой и повернуться вокруг себя; или взять куклу, причесать её, положить на стол, а потом принести машинку. Играя с трёхлетними малышами можно начинать с двух заданий и постепенно увеличивать количество команд.

                                          Игра «Всему своё время»
1-й вариант. В эту игру лучше играть, когда в комнате разбросано много разных игрушек. Договоритесь с ребёнком, что он по вашей команде будет собирать и приносить вам игрушки. «Время кубиков» - говорите вы. Ребёнок должен начать собирать кубики. «Время карандашей» - ребёнок выискивает и приносит карандаши. «Время медвежонка» - ребёнок несёт медвежонка и так далее. Меняйте команды через разные промежутки времени, с разной периодичностью.

2-й вариант. В эту игру лучше играть на улице. На прогулке договоритесь с малышом, что вы будете искать разные вещи по команде. «Время красных машин» - начинайте искать и показывать на красные машины. «Время камешков» - ищите камешки. «Время синих машин» - ищите синие машины. «Время деревьев» - смотрите и показываете на все деревья, которые есть вокруг. Команды можно повторять. Все найденные предметы можно считать. Дома попробуйте вспомнить с малышом, где и что вы искали.

3-й вариантДоговоритесь с ребёнком, что по вашей команде он будет рисовать разные фигуры. Дайте ему бумагу, карандаш и начинайте. «Время кружочков» - малыш рисует кружочки. «Время квадратиков» - малыш рисует квадратики. «Время треугольников» -начинает рисовать треугольники. Команды можно повторять и менять в произвольном порядке.

     Примечание: игры из серии «Всему своё время» тренируют такой важный навык, как умение произвольно переключать внимание.

                                        Игра «волшебные пары»
     Предложите малышу игру со словами. Ему надо называть по очереди одно животное и одно растение. Пример: слон, ромашка, лиса, дерево, кошка, трава. Постепенно игру можно усложнять и предлагать ребёнку называть по очереди два животных и два растения. Пример: собака, петух, куст, роза, лиса, волк, берёза, сосна, заяц, медведь. Потом ребёнку предложите называть по очереди, например, один предмет мебели, два предметы посуды. Дальше игра ещё усложняется: называть надо одно растение, два предмета мебели, три животных. Или назвать два числа и три геометрических фигуры.
     Варианты заданий подбираются в зависимости от возраста и индивидуальных способностей детей.
     В эту игру можно играть с группой детей. В таком случае, каждый ребёнок по очереди должен называть одно слово и при этом следить, чтобы соблюдалась правильная последовательность слов. Например, если задание называть одно животное и один предмет мебели, то первый ребёнок говорит: «Жираф», второй ребёнок говорит: «Стул», третий ребёнок говорит: «Аист», четвёртый ребёнок говорит: «Шкаф», пятый: «Волк».

                                             Игра «Чередуй движения»
     Предложите ребёнку по очереди два раза топнуть ногой, два раза хлопнуть в ладоши и не сбиваться с ритма в течении нескольких минут. Постепенно игру можно усложнять: один раз хлопнуть в ладоши, два раза помахать руками, три раза подпрыгнуть.
     Если играют несколько детей, то они становятся в круг и выполняют задания все вместе. Сложность последовательности движений надо подбирать в зависимости от возраста и особенностей детей.

                                             Игра «Кукольный театр»
     Для игры понадобятся куклы и разные игрушки (посудка, предметы мебели, машинки). Хорошо подойдут для данной игры маленькие игрушки из детских шоколадных яиц. Соорудите на полу или на столе игрушечную сцену, расставьте на ней игрушки так, чтобы получилась сценка из театрального представления. Кто-то сидит на стульчике, кто-то стоит, кто-то спит в кроватке. Сюжет игры может быть любой.
     Предложите ребёнку внимательно рассмотреть сценку, обсудите с ним, чем игрушки «занимаются». Трогать руками ничего нельзя. Затем попросите ребёнка отвернуться или выйти из комнаты на антракт в театре. Поменяйте местами игрушки или измените детали сценки. Пригласите малыша на следующий акт и попросите отгадать, что изменилось. Если ребёнку трудно, ему можно подсказывать. Например, если вы поменяли местами 2-х кукол-персонажей, то можно уточнить, что раньше куклы делали то-то или были там-то.
     Чем младше ребёнок, тем проще должна быть «театральная сценка». Для начала возьмите 2-3 куклы-персонажа и меняйте 1-2 детали на «сцене». По мере того, как ребёнок начнёт справляться с заданиями, можно постепенно увеличивать количество персонажей и деталей.

                                                    Игра «Магазин»
     С помощью игрушек создайте вместе с ребёнком модель супермаркета: разложите на полу или на столе всё, что будет продаваться в вашем магазине. Это могут быть и игрушки и любые другие вещи (книжки, карандаши, ложки, чашки, машинки).
     Предложите малышу сходить куда-нибудь за новым товаром и пока он отвернётся, уберите что-нибудь из «магазина». Когда ребёнок вернётся к «магазину», скажите: «В магазин приходили покупатели. Угадай, что они купили?».
     Чем младше ребёнок, тем меньше должно быть товаров. Начинать можно с 3 - 4-х и постепенно увеличивать до 7 - 8-ми. Чтобы усложнить игру, когда ребёнок уходит, можно давать список «товаров», которые он должен принести в ваш «магазин».

                                                 Игра «На рыбалке»
      В эту игру можно играть как с одним ребёнком, так и с группой детей.
Предложите детям стать рыбаками. Чтобы «поймать рыбу», детям надо точно повторять движения ведущего. Вы начинаете игру: имитируете движения рыбаков: закидываете удочку, подсекаете рыбу, тянете сети, достаёте рыбу, проверяете, сколько рыбы в ведре. Малыши должны точно повторять за вами все движения. Движения можно озвучивать. Потом ведущим становится ребёнок, и все повторяют движения за ним. Все дети, участвующие в игре, должны побывать в роли ведущего и показывать движения рыбаков.
     Чтобы усложнить игру, можно договориться, что ведущий может путать детей словами. То есть произносить одно действие, а выполнять другое. Дети должны повторять действия ведущего и не сбиваться на слова.

                                                 Игра «Кто пришёл?»
     Предложите малышу поиграть в гостеприимного хозяина. К нему в дом будут приходить разные гости и каждого гостя он должен встретить по-разному. Например, если придёт лисичка, ей надо сказать: «Здравствуй, кумушка». Если придёт медведь, его надо приветствовать так: «Проходи, Михалыч». Если придёт зайчик, ему надо сказать: «Привет, попрыгайчик» и так далее.
     Объясните малышу, что каждый гость, когда приходит, стучится по-разному. Ребёнку надо будет по характеру стука понять, кто пришёл и встретить гостя соответствующей фразой. Продемонстрируйте, как будет стучаться каждый гость. Например, лисичка легко постукивает пальчиками, медведь бьёт кулаком, зайчик топает лапкой. Убедитесь, что ребёнок всё запомнил.
     Соорудите ребёнку «дом», например, огородите его стульями, или просто обозначьте границу кубиками и начинайте игру. Ребёнок «сидит в домике», взрослый снаружи изображает разных гостей: то стучит как лиса, малыш должен приветствовать лису правильно; то топает как зайчик, малыш встречает его соответствующей фразой и так далее. Взрослый может повторяться: в гости могут прийти несколько медведей, лис и зайчиков.
Чем старше ребёнок, тем больше разных гостей к нему могут приходить (в пятилетнем возрасте до семи). Прежде чем переходить на большее количество гостей, убедитесь, что ребёнок легко запоминает меньшее количество, и прибавляйте только по одному гостю.

Опыты и эксперименты

Советы психолога